Мебель: исторический обзор
Мебель в древние века
Весь гигантский круг произведений искусства древности свидетельствует о богатстве форм как монументального, так и прикладного искусства. Не только уцелевшие в единичных случаях мебельные вещи, но и живописные их изображения, а также фрагменты античных текстов доказывают, что в древности уже знали все основные виды мебели, включая сюда стул, стол и сундук, которые в эпоху Ренессанса, подстать ее целям, только еще более дифференцировались и изготовлялись в нескольких типах. Умели также в древности мебель богато и пышно украшать, владея соответствующими методами инкрустирования деревом, металлом, фаянсом и драгоценными камнями. Вновь подобный высокий уровень обработки был достигнут только в XVIII веке.
Догреческие культуры — Древний Египет и Месопотамия — знали скамейки, треногие табуреты, стулья и кресла, различные вариации небольших столов с одной-четырьмя ножками (раскладные столы, игральные столики), кровати (реже), роскошные кушетки, сундуки, а также большие и малые шкафы. Материалами же (например, для египетской роскошной мебели, окованной благородными металлами и украшенной фаянсами и стеклом) обыкновенно служили различные породы дерева, а также тростник, пальмовые листья, сухожилия, кожа и т. д. Между тем целеустремленные усилия сделать мебель практичной и удобной по форме и внешне привлекательной дают себя знать только в Древней Греции, ремесленники которой изготовляли кресла, столики и сундуки разных размеров, а кроме того, легкие переносные кровати и дамские кушетки с высокой спинкой; последние — на звериных лапах или на лебедях — были украшены акантами, метопами, меандрами, штабиками ов и жемчужин. Металл в целом применялся только в античном Риме, как материал для производства упругой и гигиеничной домашней утвари. Разнообразные, чаще всего круглые, столы покоились там, как правило, на звериных лапах, однако для больших столов эллинско-римская культура использовала пластические опоры в виде грифонов, с акантами и рельефами на соединительных гранях. До нас дошли бронзовые стулья, раскладные стулья и небольшие столы. Также пользовались уже шкафами с полками. Для позднейшего производства европейской мебели общее греко-римское искусство стало мощным источником вдохновения, имея в виду ренессансную и неоклассическую фазу этого производства.
Мебель в средние века
После беспокойных времен, последовавших за распадом единого организма римской империи, античное искусство переживало себя в разного рода ренессансных устремлениях и ретроспективных чаяниях. Стабилизирующаяся культура, сменившая период житейского оскудения, еще долго несла на себе его признаки, начиная с образа жизни императора, который, переезжая со своей свитой из одного пфальца в другой, вынужден был довольствоваться в самом прямом смысле слова «подвижными» предметами домашнего обихода. Жилища обставлялись переносной мебелью — складными стульями, излюбленными треногими стульями, табуретами, креслами, сундуками-кроватями, кроватями из точеных стоек и стержней, обеденными столами, письменными конторками; но особую важность представляли сундуки, в которых хранили деньги, посуду и платье. Сундук становится объектом творческого интереса, причем он существовал в нескольких формах — продолговатые сундуки с прямым карнизом, сундуки с фронтоном или с кровельными щипцом и сундуки в форме саркофага. Простая, по форме часто грубая, мебель раннего средневековья состояла на севере из елового, а на юге из дубового дерева, инструментами же служили топор, пила и, возможно, какой-то рубанок. В отдаленных альпийских долинах формы средневековой мебели не исчезли еще в XIX веке. Декор этой мебели между тем очень богат. С искусством резчиков здесь соединилась нордическая фантазия, создав арабески из плетеных узоров и басенных зверей (например, Озебергский клад IX века). На пространстве Центральной и Южной Европы выделке мебели пришли на помощь завоевания античной техники, которые удержались в монастырях (примером может служить токарный станок в монастыре Сант-Галлен). Спинки стульев, кресел и скамей были украшены разнообразными точеными шишечками (например, романская скамья из Альпирсбаха). На передней стенке ящикоподобных сундуков явлено полное богатство романских форм: ряды глухих полуциркульных аркад, лизени, аркообразные фризы, розетки, чеканные гзымсы. Что касается железных накладок, то они больше не предназначались исключительно для скрепления дощатой конструкции, образуя на крышке сундука красивую декоративную вязь.
Рассеянные остатки этой мебельной культуры - те, что уцелели от разорения обстановки замков и монастырей, большей частью находятся ныне в музеях.
Готика
В начале XII века пробивают себе дорогу в феодальном обществе сознание рыцарского достоинства, моральные принципы и более тонкие общественные нравы. Именно общее повышение его жизненных запросов приводит дворянство к желанию более роскошной обстановки для жизни. Подобные же тенденции обнаруживаются в городах, где развитие пространственных искусств особо отразилось на ремесленных цехах. Так как в их уставы были внесены строгие качественные предписания, этим поощрялось соревнование, в результате выявлялись таланты и росло самосознание отдельных мастеров; а так как в то же время отдельные отрасли ремесла были строго отделены друг от друга, — из цеха плотников вышли новые специалисты, вроде столешника, сундучника и шкапника, занятых изготовлением наиболее тонкой мебели. Только в позднее средневековье мебель, изготовляемая ими, стала привычным повседневным реквизитом, что же касается мебельных вещей предшествующего периода, которые по форме, технической выделке и декорировке были уже достаточно совершенными, то все же, хотя и редко, их ныне можно встретить в аукционных залах. Благодаря изобретению лесопильной мельницы (начало XIV в., Аугсбург) отыскивалось соответствие тогдашнему желанию легкости и элегантности, поскольку производимые таким способом доски сильно облегчали выделку рам. Лесопильня сделала также возможным (начало XVI в., Регенсбург) срезание тонких фанерок, в которых нуждались для инкрустаций (интарсии) из разноцветного дерева; ими непосредственно выкладывались массивные стенки наиболее красивой мебели.
Сундук представлял драгоценность и был символом постоянно растущего бюргерского благосостояния. В XIV веке его переднюю стенку покрывают геральдические звериные рельефы, позднее — ряды стрельчатых аркад, а под конец, в позднее средневековье, украшением ее служат изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. От заданной породы дерева зависел и орнамент: из хвойного дерева приемами плоской резьбы создавались в Южной Германии, Тироле и Австрии лиственные завитки на синем или красном фоне; хорошо остругиваемое жесткое дерево использовалось в Скандинавии, Северной Италии, Англии и Испании под фальтверк и филенки с Х-образным переплетением в разных вариантах; на франко-рейнском пространстве мебель украшалась гравированными завитками, кустиками и гирляндами из цветов и плодов. Как в архитектуре, так и здесь стиль отдельных предметов обстановки был неодинаков.
Сундук послужил отправной, точкой для нового предмета внутреннего убранства: из двух поставленных друг на друга сундуков возник другой важнейший образец мебели — декорированный шкаф. Он покоился на цоколе, причем его средняя часть была увенчана карнизом. Во Фландрии выделывался шкаф «на шипах», предшественник буфета. В сущности он состоял из сундукообразного ларя, поставленного на высокие подножки (шипы) и снабженного спереди дверками. Внизу подножки соединяла плоскость, которая, как и верхняя плоскость, служила для расстановки на ней всякой металлической утвари. Также изготовлялись теперь различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками и соединяющими их проножками, затем круглые и восьмиугольные, плоскость которых покоилась на одной широкой тумбе, а кроме того, продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты. Вплоть до XVIII века удерживались столы-ларцы, известные под названием рёнских. Новых типов мебели для сиденья появилось мало. С точеными тремя и четырьмя ножками табуреты и стулья остаются в употреблении, точно так же как и складные стулья. В Нидерландах и во Франции излюблены были тронного вида стулья со спинкой и сиденьем-ларем. Довольно легкими и привлекательными стали к тому же скамьи; интересен здесь тип со створчатой спинкой. Но центральное место в убранстве тогдашних жилищ отводилось кровати, причем на юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином; последний был наглухо соединен со стенкой в ее изголовье. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать, непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.