Виды мебели
По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на следующие группы: мебель для жилых помещений (бытовая), административно-общественных помещений и транспортных средств.
По функциональным признакам различают мебель для сидения, лежания, мебель-подставку, мебель-хранилище и т. д.
По конструктивно-технологическим признакам мебель подразделяют на щитовую, рамочную, секционную, разборную и неразборную, складируемую, трансформируемую и т. д.
По виду применяемых, материалов различают мебель на основе древесины, пластмасс, металла и сочетаний этих материалов. В свою очередь мебель из древесины подразделяется на столярную (изготавливается путем механической обработки заготовок с последующим соединением их в узлы и изделия), гнутую, прессованную и плетеную.
Бытовую мебель классифицируют также в зависимости от функционального назначения помещения и состава семьи. Свою классификацию имеют также отдельные виды мебели. Например, столы: письменные, обеденные, журнальные и т.д.
Шкафы и тумбы могут быть определенного назначения (для платья, белья, книг, посуды, постельных принадлежностей и т.д.) и комбинированные, т.е. многофункционального назначения, по конструкции — универсально-разборные, секционные, стеллажные и однокорпусные.
Диваны бывают с подлокотниками и без них (тахта-диван), со спинкой и без нее (кушетки), с одноэлементными сиденьями и спинкой и секционными, а также угловые. Аналогично классифицируются и диваны-кровати, кроме того, они еще различаются по схемам трансформации и могут иметь емкости для хранения белья.
Мебель для кухонь включает шкафы (шкафы-столы рабочие, со столом обеденным, под мойку, хозяйственные, навесные), столы (стационарные, раздвижные, раскладные), табуреты и стулья.
Мебель для передней, мебель для ванной и террасы составляют вешалки, шкафы и ящики для обуви, белья и хозяйственных предметов, зеркала, стулья и кресла (складные, плетеные, стационарные и складные шезлонги и качалки, столы).
Мебель для детской относят детские и подростковые кровати, различные шкафы, ящики, стулья и столы.
Встроенную мебель подразделяют на встроенные шкафы, монтируемые в нишах стен, и шкафы-перегородки между комнатами или внутри их, шкафы-купе. Шкафы-перегородки могут быть универсально-разборными, секционными, каркасными или смешанными.
Номенклатура мебели определяется планировкой помещения, его назначением, содержанием трудовых или бытовых процессов, количеством и профессиональным составом людей в производственных и жилых помещениях.
Планировка прихожей и мебель
Пожалуй, оборудование прихожей и покупка мебели для большинства горожан является самой большой проблемой. В прихожей снимают и надевают верхнюю одежду, хранят ее, встречают и провожают гостей, размещают некоторые предметы быта... Хочется перечислять и дальше, потому что многое хотелось бы делать и иметь именно в прихожей, но не позволяет площадь прихожей. В этом как раз и состоит проблема: площадь прихожей у большинства из нас мала. Вот и ломают голову дизайнеры и инженеры, как можно создать уют и разместить много функциональной мебели, рационально использовать ограниченное пространство прихожей.
Заметим, что и проектов мебели, разработанных разными компаниями, больше всего именно для прихожей.
В большинстве современных квартир при оборудовании прихожих приходится учитывать каждый сантиметр площади пола и стен. Если прихожая длинная и узкая, мебель может быть расположена вдоль одной стены. В таком случае в состав комплекта мебели войдут: вешалка для одежды и головных уборов, тумбочка для мелких предметов, зеркало, тумба для обуви, которая одновременно служит местом для сидения, место для зонтов. Это размещают вдоль одной из глухих стен. Если остается свободное место, можно установить корпусный или встроенный шкаф-купе для хранения сезонных вещей. В шкафу-купе на полках и в нишах найдет себе место телефон, можно поставить покупки, принесенные из магазина, положить корреспонденцию, ключи, перчатки, другие мелочи.
Лучшим вариантом для прихожей, если позволяют размеры, будет оборудование встроенного шкафа-купе для верхней одежды и, если останется место, для пылесоса, спортивного инвентаря (лыж, коньков, ракеток и т.п.), чемоданов, сумок, портфелей и т.п. В зависимости от габаритов размещаемых предметов конструкция такого шкафа-купе может быть различной. Ниши встроенного шкафа-купе могут быть открытыми и закрытыми, дверки могут быть раздвижными или шторными, т.е. все зависит от наличия места, фантазии и потребностей хозяина, доступности и выбора материалов. Максимальная глубина шкафа-купе для размещения одежды на штанге принята 600 мм, для остальных вещей она может быть меньшей — до 400 мм.
Коль скоро определились с внешними габаритами шкафа-купе, которые диктует площадь прихожей, проектируют внутреннее пространство шкафа-купе. Оно должно иметь функциональное и гибкое решение. Наиболее эффективными можно назвать идеи, связанные с применением передвижных или переставных полок-перегородок, которые при необходимости можно снять, переустановить для упорядочения хранения и наилучшего просматривания предметов в зависимости от сезона и пр. Как правило, на внутренних плоскостях шкафа-купе устанавливают крючки, штанги, держатели, защелки и другую фурнитуру на все случаи жизни.
Материалом для изготовления такого шкафа-купе в прихожую служат древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Поверхности элементов шкафа-купе могут быть облицованы шпоном, синтетическими пленками, пластиком, имитирующим ценные породы древесины. В зависимости от условий и вкуса внутренние поверхности встроенного шкафа-купе могут быть окрашены, оклеены обоями или задрапированы.
Обязательный атрибут прихожей — зеркало. Его можно повесить на свободной (от мебели) стене, а с двух сторон зеркала укрепить бра. Зеркало, как это отмечалось, может стать доминирующим объектом прихожей. Впечатление в ансамбле со светильниками значительно усилит резная рама для зеркала. Как правило, под зеркалом располагают полочку (две) для мелких предметов, здесь может стоять телефон. Зеркало можно разместить и в дверях шкафа-купе, который будет размещаться в вашей прихожей. Ведь очень удобно перед выходом из дома оглядеть себя со всех сторон во весь рост.
Иногда на стенах прихожей размещают мелкие декоративные украшения: панно, маски и т.п. Если есть место, делать это не возбраняется. Но следует учитывать, что размер этих украшений должен быть таким, чтобы их можно было рассмотреть в крайне ограниченном пространстве прихожей, т.е. они должны быть действительно небольшими. И еще: большое количество украшений на пятачке прихожей смотреться не будет, надо соблюдать меру. Сказанное относится и к украшениям мебели, находящихся в прихожей. Вряд ли кто-нибудь оценит богатую орнаментальную композицию на фасаде встроенного шкафа-купе в тесной прихожей, в которой двум человекам нельзя разойтись.
Случается, что в помещении прихожей нет вообще. Говорить, что это обстоятельство создает определенные неудобства, значит лукавить. На лицо дискомфорт. Выйти из такого положения можно довольно-таки просто: достаточно устроить небольшую вешалку-перегородку, убив тем самым сразу двух зайцев.
Конструкция такого вида мебели очень простая. Каркас состоит из четырех алюминиевых или стальных профилей, укрепленных на полу враспор с потолком. Стенки делают древесностружечной плиты либо фанеры. Древесностружечную плиту или фанеру облицовывают шпоном или синтетической пленкой, иногда красят. Стенки крепят к профилям винтами.
Устанавливают нижнюю и верхнюю полки. Нижняя полка устанавливается на высоте 400-450 мм от пола, верхняя — на высоте 1700-1800 мм. На боковых стенках на разном по высоте расстоянии устанавливают крючки.
Опыт свидетельствует, что например, в небольшой прихожей, — можно сделать встроенный шкаф-купе с антресолями и ящиками для обуви и встроенным в двери зеркалом.
Теперь коснемся размещения шкафа-купе в прихожей. Сначала в прихожей выбирают наиболее удобное место для шкафа-купе. Он может иметь две или три дверки, в зависимости от габаритов прихожей, может быть встроенным и отдельно стоящим. Глубину шкафа-купе скорее всего продиктует простенок от входной двери, чем глубже - тем лучше. При наличии высоких потолков в прихожей над шкафом-купе можно сделать антресоли, либо предусмотреть антресоль в самом шкафу-купе. В нижней части шкафа-купе — самое подходящее место для обуви, поэтому нужно предусмотреть пространство, достаточное для размещения даже высоких женских сапог.
Подводя итог: самым лучшим вариантом мебели в прихожую является шкаф-купе. Каким он будет, встроенным или корпусным, с антресолями или без, с зеркалами или стеклами, решать Вам!
Форма мебели
Форма мебели органически связана с архитектурой, поэтому мебель и называют «малой архитектурой». Основные закономерности формообразования архитектуры и мебели во многом схожи, а разница заключается лишь в масштабе.
Возникновение и развитие новых форм никогда не было случайным, оно зависело от многих факторов. Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, который соответствует уровню развития техники и культуры, бытовому укладу жизни, эстетическим представлениям людей.
Период между созданием и потреблением мебели длительный, поэтому необходимо учитывать формообразующие факторы в их развитии, знать причины, которые влияют на эволюцию формы, и преобладающие тенденции.
Эволюция формы предметов происходит под влиянием производственных факторов, а также стиля и моды. Производственные факторы (состояние техники, технологии, появление новых материалов и т.п.) обусловливают конструкцию мебели, влияют на их содержание и структуру, что приводит к внешним изменениям мебели. Например, при изготовлении одинаковых вещей из массивной древесины, древесностружечной плиты или пластмассы все они по форме и внешнему виду получатся разными.
Стиль и мода оказывают на форму неоднозначное влияние. Так, технические изделия в меньшей мере подвержены влиянию этих факторов, чем бытовые предметы.
Под стилем понимается характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, организации характера и художественного выражения существенных признаков предметов материальной и духовной культуры. Развитие стилей — процесс длительный, он зависит от многих факторов. Быстрая смена форм относится к явлениям моды — непродолжительного господства определенного вкуса. Для моды в отличие от стиля характерно более кратковременное и поверхностное изменение формы.
В различные эпохи связь формы технических изделий с архитектурой и искусством была неодинаковой. В древнем мире техника была несложной и длительное время устойчивой, т.е. однородной в стилевом отношении. По мере усложнения техники становились разнообразнее ее формы и связи с архитектурой. Художественные начала особенно глубоко проникали в те ремесла, которые ближе к искусству (изготовление мебели, посуды, часов и т.д.).
Для каждого периода характерен свой способ оформления вещей, свой стиль. Заимствование стилей прошлых эпох без творческого осмысления не приводит к созданию новых ценностей и чревато отрицательными последствиями. Эпоха барокко и рококо оставила много красивых вещей, но никто не пытается создавать современные автомобили в таком стиле. В то же время мебель в стиле прошлых эпох создается, важно найти средства органичного включения ее в интерьер современных квартир.
Формы предметного мира меняются быстро, отражая при этом различные веяния моды. С одной стороны, мода способствует совершенствованию конструкции мебельных изделий, материалов и технологий, т.е. является положительным фактором. С другой, смена мод становится причиной морального старения изделий мебели, а они не должны морально стареть раньше, чем будут использованы их физические возможности. Поэтому формы мебельных изделий длительного потребления должны быть сдержанными.
Фактор морального старения формы имеет важное значение для тех мебельных изделий, которые входят в комплексы, формируют единую предметную среду. Все предметы комплекса имеют различные сроки службы, т.е. физически и морально стареют не синхронно. Тем не менее, они должны согласовываться между собой и создавать единую композиционно целостную среду. Проектирование таких мебельных изделий требует учета всех факторов, ориентации не только на технические условия, но и на социальные и эстетические требования.
Чтобы глубже понять закономерности развития формы, избежать противоречий между ней, функцией, конструкцией и технологией, а также осмысленно относиться к наследию прошлого, не лишним было бы ознакомиться с историей становления стилей в архитектуре и мебели. Однако эта тема слишком обширна для рассмотрения в данной статье. Здесь же еще раз подчеркнем, что мебельное искусство прошлого заслуживает внимания и тщательного изучения. Мебель всегда играла значительную роль в жизни общества, в воспитании и развитии художественного вкуса. Хотя формы мебели, выработанные предыдущими эпохами, не могут стать мерилом в нашей сегодняшней практике, человек, знакомый с ними, сможет лучше понять и правильно оценить своеобразие и закономерности развития форм современной мебели.
Трудно сказать, что сегодня существует полная взаимосвязь между мебельными изделиями и интерьером, которая дает основание считать — стиль найден. Наше восприятие творческого решения форм современной мебели позволяет судить только о принципиальной направленности их дальнейшего совершенствования.