Эль-мебель. Мебель по индивидуальным проектам.
Шкафы-купе и встроенная мебель на заказ
Москва.



Виды мебели

По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на следующие группы: мебель для жилых помещений (быто­вая), административно-общественных помещений и транс­портных средств.

По функциональным признакам различают мебель для си­дения, лежания, мебель-подставку, мебель-хранилище и т. д.

По конструктивно-технологическим признакам мебель подразделяют на щитовую, рамочную, секционную, разборную и неразборную, складируемую, трансформируемую и т. д.

По виду применяемых, материалов различают мебель на основе древесины, пластмасс, металла и сочетаний этих ма­териалов. В свою очередь мебель из древесины подразде­ляется на столярную (изготавливается путем механической обработки заготовок с последующим соединением их в узлы и изделия), гнутую, прессованную и плетеную.

Бытовую мебель классифицируют также в зависимости от функционального назначения помещения и состава семьи. Свою классификацию имеют также отдельные виды мебели. Например, столы: письменные, обеденные, журнальные и т.д.

Шкафы и тумбы могут быть определенного назначения (для платья, белья, книг, посуды, постельных принадлежнос­тей и т.д.) и комбинированные, т.е. многофункционального назначения, по конструкции — универсально-разборные, секционные, стеллажные и однокорпусные.

Диваны бывают с подлокотниками и без них (тахта-ди­ван), со спинкой и без нее (кушетки), с одноэлементными сиденьями и спинкой и секционными, а также угловые. Ана­логично классифицируются и диваны-кровати, кроме того, они еще различаются по схемам трансформации и могут иметь емкости для хранения белья.

Мебель для кухонь включает шкафы (шкафы-столы ра­бочие, со столом обеденным, под мойку, хозяйственные, на­весные), столы (стационарные, раздвижные, раскладные), табуреты и стулья.

Мебель для передней, мебель для ванной и террасы составляют ве­шалки, шкафы и ящики для обуви, белья и хозяйственных предметов, зеркала, стулья и кресла (складные, плетеные, стационарные и складные шезлонги и качалки, столы).

Мебель для детской относят детские и подростковые крова­ти, различные шкафы, ящики, стулья и столы.

Встроенную мебель подразделяют на встроенные шкафы, монтируемые в нишах стен, и шкафы-перегородки между комнатами или внутри их, шкафы-купе. Шкафы-перегород­ки могут быть универсально-разборными, секционными, каркасными или смешанными.

Номенклатура мебели определяется планировкой поме­щения, его назначением, содержанием трудовых или быто­вых процессов, количеством и профессиональным составом людей в производственных и жилых помещениях.

 

Планировка прихожей и мебель

Пожалуй, оборудование прихожей и покупка мебели для большинства го­рожан является самой большой проблемой. В прихожей снимают и надевают верхнюю одежду, хранят ее, встречают и провожают гостей, размещают некоторые предметы быта... Хочется перечислять и дальше, потому что многое хотелось бы делать и иметь именно в прихожей, но не позволяет пло­щадь прихожей. В этом как раз и состоит проблема: площадь прихожей у большинства из нас мала. Вот и ломают голову дизайнеры и инженеры, как можно создать уют и разместить много функциональной мебели, рацио­нально использовать ограниченное пространство прихожей.

Заметим, что и проектов мебели, разработан­ных разными компаниями, больше всего именно для прихожей.

В большинстве современных квартир при оборудовании прихожих приходится учитывать каждый сантиметр площа­ди пола и стен. Если прихожая длинная и узкая, мебель может быть расположена вдоль одной стены. В таком случае в состав комплекта мебели войдут: ве­шалка для одежды и головных уборов, тумбочка для мелких предметов, зеркало, тумба для обуви, которая одновременно служит местом для сидения, место для зонтов. Это разме­щают вдоль одной из глухих стен. Если остается свободное место, можно установить корпусный или встроенный шкаф-купе для хранения се­зонных вещей. В шкафу-купе на полках и в нишах найдет себе место телефон, можно поставить покупки, принесенные из мага­зина, положить корреспонденцию, ключи, перчатки, другие мелочи.

Лучшим вариантом для прихожей, если позволяют раз­меры, будет оборудование встроенного  шкафа-купе для верхней одежды и, если останется место, для пылесоса, спортив­ного инвентаря (лыж, коньков, ракеток и т.п.), чемоданов, сумок, портфелей и т.п. В зависимости от габаритов разме­щаемых предметов конструкция такого шкафа-купе может быть различной. Ниши встроенного шкафа-купе могут быть открытыми и закрыты­ми, дверки могут быть   раздвижными или  шторными, т.е. все зависит от наличия места, фантазии и потребностей хозяина, доступности и выбора материа­лов. Максимальная глубина шкафа-купе для размещения одежды на штанге принята 600 мм, для остальных вещей она может быть меньшей — до 400 мм.

Коль скоро определились с внешними габаритами шкафа-купе, которые диктует площадь прихожей, проектируют внутрен­нее пространство шкафа-купе. Оно должно иметь функциональ­ное и гибкое решение. Наиболее эффективными можно назвать идеи, связанные с применением передвижных или переставных полок-перегородок, которые при необходимос­ти можно снять, переустановить для упорядочения хранения и наилучшего просматривания предметов в зависимости от сезона и пр. Как правило, на внутренних плоскостях шкафа-купе  устанавливают крючки, штанги, держатели, защел­ки и другую фурнитуру на все случаи жизни.

Материалом для изготовления такого шкафа-купе в прихожую служат  древесностружечные и древесноволокнистые пли­ты. Поверхности элементов шкафа-купе могут быть облицованы шпоном, синтетическими пленками, пластиком, имитирующим ценные породы древе­сины. В зависимости от условий и вкуса внутренние поверх­ности встроенного шкафа-купе могут быть окрашены, оклеены обоями или задрапированы.

Обязательный атрибут прихожей — зеркало. Его можно повесить на свободной (от мебели) стене, а с двух сторон зеркала укрепить бра. Зеркало, как это отмечалось, может стать доминирующим объектом прихожей. Впечатление в ансамбле со светильниками значительно усилит резная рама для зеркала. Как правило, под зеркалом располагают полоч­ку (две) для мелких предметов, здесь может стоять телефон. Зеркало можно разместить и в дверях шкафа-купе, который будет размещаться в вашей прихожей. Ведь очень удобно перед выходом из дома оглядеть себя со всех сторон во весь рост.

Иногда на стенах прихожей размещают мелкие декора­тивные украшения: панно, маски и т.п. Если есть место, де­лать это не возбраняется. Но следует учитывать, что размер этих украшений должен быть таким, чтобы их можно было рассмотреть в крайне ограниченном пространстве прихожей, т.е. они должны быть действительно небольшими. И еще: большое количество украшений на пятачке прихожей смот­реться не будет, надо соблюдать меру. Сказанное относится и к украшениям мебели, находящихся в прихо­жей. Вряд ли кто-нибудь оценит богатую орнаментальную композицию на фасаде встроенного шкафа-купе в тесной прихо­жей, в которой двум человекам нельзя разойтись.

Случается, что в помещении прихожей нет вообще. Гово­рить, что это обстоятельство создает определенные неудоб­ства, значит лукавить. На лицо дискомфорт. Выйти из такого положения можно довольно-таки просто: достаточно устро­ить небольшую вешалку-перегородку, убив тем самым сразу двух зайцев.

Конструкция такого вида мебели очень простая. Каркас состоит из четырех алюминиевых или стальных профилей, укрепленных на полу враспор с потолком. Стенки делают древесностружечной плиты либо фанеры. Древесностружечную плиту или фанеру облицовывают шпоном или синтетиче­ской пленкой, иногда красят. Стенки крепят к профилям винтами.

Устанавливают  нижнюю и верхнюю полки. Нижняя полка устанавливается на высоте 400-450 мм от пола, верх­няя — на высоте 1700-1800 мм.  На боко­вых стенках на разном по высоте расстоянии устанавливают крючки.

Опыт свидетельствует, что например, в небольшой прихожей, — можно сделать встроен­ный шкаф-купе с антресолями и ящиками для обуви и встроенным в двери зеркалом.

 

Теперь коснемся размещения шкафа-купе в прихожей. Сначала в прихожей выбирают наиболее удобное место для шкафа-купе. Он может иметь две или три дверки, в зависимости от габаритов прихожей, может быть встроенным и отдельно стоящим. Глубину шкафа-купе скорее всего продиктует простенок от входной двери, чем глубже - тем лучше. При наличии высоких потолков в прихожей  над шкафом-купе можно сделать антресоли, либо предусмотреть антресоль в самом шкафу-купе. В нижней части шкафа-купе — самое подходящее мес­то для обуви, поэтому нужно предусмотреть пространство, достаточное для размещения даже высоких женских сапог.

 

Подводя итог: самым лучшим вариантом мебели в прихожую является шкаф-купе. Каким он будет, встроенным или корпусным, с антресолями или без, с зеркалами или стеклами,  решать Вам!

 

Форма мебели

 

Форма мебели органически связана с архитектурой, поэ­тому мебель и называют «малой архитектурой». Основные закономерности формообразования архитектуры и мебели во многом схожи, а разница заключается лишь в масштабе.

Возникновение и развитие новых форм никогда не было случайным, оно зависело от многих факторов. Каждой об­щественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, который со­ответствует уровню развития техники и культуры, бытовому укладу жизни, эстетическим представлениям людей.

Период между созданием и потреблением мебели дли­тельный, поэтому необходимо учитывать формообразующие факторы в их развитии, знать причины, которые влияют на эволюцию формы, и преобладающие тенденции.

Эволюция формы предметов происходит под влиянием производственных факторов, а также стиля и моды. Про­изводственные факторы (состояние техники, технологии, появление новых материалов и т.п.) обусловливают конст­рукцию мебели, влияют на их содержание и структуру, что приводит к внешним изменениям мебели. Например, при изготовлении одинаковых вещей из массивной древесины, древесностружечной плиты или пластмассы все они по фор­ме и внешнему виду получатся разными.

Стиль и мода оказывают на форму неоднозначное влия­ние. Так, технические изделия в меньшей мере подвержены влиянию этих факторов, чем бытовые предметы.

Под стилем понимается характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, организации характе­ра и художественного выражения существенных признаков предметов материальной и духовной культуры. Развитие стилей — процесс длительный, он зависит от многих фак­торов. Быстрая смена форм относится к явлениям моды — непродолжительного господства определенного вкуса. Для моды в отличие от стиля характерно более кратковременное и поверхностное изменение формы.

В различные эпохи связь формы технических изделий с архитектурой и искусством была неодинаковой. В древнем мире техника была несложной и длительное время устойчи­вой, т.е. однородной в стилевом отношении. По мере услож­нения техники становились разнообразнее ее формы и связи с архитектурой. Художественные начала особенно глубоко проникали в те ремесла, которые ближе к искусству (изго­товление мебели, посуды, часов и т.д.).

Для каждого периода характерен свой способ оформле­ния вещей, свой стиль. Заимствование стилей прошлых эпох без творческого осмысления не приводит к созданию новых ценностей и чревато отрицательными последствиями. Эпоха барокко и рококо оставила много красивых вещей, но никто не пытается создавать современные автомобили в таком сти­ле. В то же время мебель в стиле прошлых эпох создается, важно найти средства органичного включения ее в интерьер современных квартир.

Формы предметного мира меняются быстро, отражая при этом различные веяния моды. С одной стороны, мода способствует совершенствованию конструкции мебельных изделий, ма­териалов и технологий, т.е. является положительным факто­ром. С другой, смена мод становится причиной морального старения изделий мебели, а они не должны морально стареть рань­ше, чем будут использованы их физические возможности. Поэтому формы мебельных изделий длительного потребления должны быть сдержанными.

Фактор морального старения формы имеет важное зна­чение для тех мебельных изделий, которые входят в комплексы, форми­руют единую предметную среду. Все предметы комплекса имеют различные сроки службы, т.е. физически и морально стареют не синхронно. Тем не менее, они должны согласо­вываться между собой и создавать единую композиционно целостную среду. Проектирование таких мебельных изделий требует учета всех факторов, ориентации не только на технические условия, но и на социальные и эстетические требования.

Чтобы глубже понять закономерности развития формы, избежать противоречий между ней, функцией, конструкцией и технологией, а также осмысленно относиться к наследию прошлого, не лишним было бы ознакомиться с историей ста­новления стилей в архитектуре и мебели. Однако эта тема слишком обширна для рассмотрения в данной статье. Здесь же еще раз подчеркнем, что мебельное искусство прошлого заслужива­ет внимания и тщательного изучения. Мебель всегда играла значительную роль в жизни общества, в воспитании и разви­тии художественного вкуса. Хотя формы мебели, выработан­ные предыдущими эпохами, не могут стать мерилом в нашей сегодняшней практике, человек, знакомый с ними, сможет лучше понять и правильно оценить своеобразие и законо­мерности развития форм современной мебели.

Трудно сказать, что сегодня существует полная взаимо­связь между мебельными изделиями и интерьером, которая дает основание считать — стиль найден. Наше восприятие творческого решения форм современной мебели позволяет судить только о принципиальной направленности их даль­нейшего совершенствования.