Эль-мебель. Мебель по индивидуальным проектам.
Шкафы-купе и встроенная мебель на заказ
Москва.



Мебель Италии

Это же относится к стране, которая в то время была родиной всех новых мебельных форм художественного выражения. Блочные формы поздней готики начинают между тем оживляться с помощью элементов нового архитектурного членения — полуциркульных аркад, колонн и полуколонн. Украшающие элементы к этим гармоническим начертаниям подбираются такие, которые были инспирированы античностью — штабикиов и нити жемчужинка, зубчатый фриз и розетки. Если раньше старались по возможности замаскировать конструкцию декоративными филенками, то теперь тектоническая форма и красота материала специально подчеркиваются. Знакомая по произведениям многих живописцев архитектоническая трактовка пространства уже в тосканском раннем ренессансе определяла построение домашней утвари, и, следовательно, ее утилитарная форма отныне трактуется под углом зрения определенных эстетических принципов.
Тому лучшее доказательство сундук, который занимал место парадной вещи. Старейший способ оформления сводился к пластической разбивке этого, тогда еще ящикоподобного образчика мебели на рамки и филенки (причем число филенок в Сиене было нечетным, а во Флоренции четным). Сперва ограничивались тем, что покрывали филенку простыми геометрическими полями, позднее украшением сундука стали служить и человеческие фигуры, которых расставляли в виде кариатид по углам, или разыгрывали с их помощью исторические и мифологические сцены в полях. Одним из старейших способов декорировки является позолоченная лепнина, которая дольше всего удерживалась в Лукке и Сиене, между тем как в Верхней Италии — в Кремоне и Милане — излюбенны были интарсии высокого совершенства и красоты: за простыми геометрическими узорами последовали здесь инспирированные творчеством Брунеллескн и Учелло пейзажи и архитектурные виды с демонстративным подчеркиванием перспективы, а позднее И арабески из виноградных лоз. С Востока приходит в начале ренессанса так называемая чертозианская мозаика, которая набиралась из пластинок черного дерева и слоновой кости.
Во второй половине XV века прямоугольная форма сундука получает всестороннюю проработку. Геометрические и орнаментальные поля заполняются растительным и фигурным декором, подножие оказывается сильно профилированным, пластическая декорировка переходит на углы. В завершение сундук становится ярко выраженным произведением искусства: его убранство — пластическое, инкрустационное или живописное — располагается главным образом на передней стороне; в период его расцвета (1470—1510) его украшением заняты в числе других Ботичеллй, филиппино Липни, Поллайоло и Пьетро ди Козимо. Венеция производила такую роскошь и великолепие вплоть до XVI века, в середине которого были изготовлены первые сундуки в форме саркофага. Именно в Риме, иод впечатлением античных образцов, изготавливаются их удивительно красивые экземпляры на львиных лапах, украшенные мифологическими и праздничными мотивами. Маски, гербы, путти и картуши часто служат здесь ритмизирующими элементами. Родственной сундуку формой была «касса-панка», то есть скамья-сундук с продолженными на равную высоту задней и боковыми стенками. Путем повышения образующей спинку задней стенки из кассы-панки развивается другой важный образчик мебели, а именно трон. В новом убранстве жилого помещения все большее значение приобретал шкаф. Кроме как в сакристиях и ратушах, он появляется теперь — в новой функции — в обывательских домах. Для хранения посуды и столового прибора изготовлялась «креденца» — больших или меньших размеров шкаф с двумя дверками и с выдвижными ящиками под откидной доской. Поля его акцентировались пластическими розетками, фиренчатыми обрамлениями и пилястрами, колоннами и гермами. В переднях и боковушках стояли менее декоративные — двухъярусные — шкафы. Совсем особое назначение исполнял шкаф-кабинет — с откидной или выдвижной плоскостью для письма и с различными выдвижными ящиками для хранения письменных принадлежностей. Выделывался еще шкаф с выдвижными ящиками — двумя наверху и тремя внизу, а также книжный шкаф — с решетчатой филенкой или в виде простого книжного стеллажа .
Тот же роскошный образ жизни находит выражение в форме кровати, ставшей частью архитектуры стены. Она снабжалась повышенным изготовьем и стояла на сундукообразном постаменте на приступках. Около 1500 года постамент исчезает, и в период высокого ренессанса рождается великолепное произведение с каннелированными и профилированными колоннами, несущими балдахин из брусьев. В барокко место колонн заняли фигурные кариатиды.
В стремлении возродить античные ценности итальянский ренессанс придерживался образца уцелевших каменных столов. Так, сооружается стол на двух-трех опорах, украшенных фантастической комбинацией из пластически выделанных волют с акантом, грифонов и кариатид. В середине XVI века место перекладины между опорами занимают ряды колонн или балюстрада на постаменте; в царге столешницы помещаются выдвижные ящики. Кроме того, изготовлялись восьмиугольные или круглые столы на четырех, шести или восьми колоннах, а также столы-креденцы (в сущности небольшие шкафчики) с дверками и выдвижными ящиками в царге. В Тоскане изобретают письменный стол, преобразованный только во время классицизма в XVIII веке.
На примере стульев, кресел и табуретов тоже можно заметить, что люди того времени были очень требовательны и придавали большое значение удобству и элегантности. Ассортимент мебели для сидения расширяется, охватывая теперь и провинциальные варианты. К стульям на соединенных перекладинами балясовидных ножках добавляется ломбардский стул с горизонтальными — резными или ажурными — планками, а также круглое кресло во вкусе Андреа дель Сарто. Довольно редок табурет без спинки — чаще он снабжен многоугольным сиденьем и продолговато-круглой или выделанной резцом спинкой на двух раскосых резных опорах; сохраняли спинку и заимствованные у античности складные кресла. Обтягивались гарнитуры мебели для сидения материей или кожей, причем крепились эти декорировочные материалы с помощью кованых гвоздей из желтой меди и снабжались бахромой. В XVI веке, особенно в Голландии и во Франции, обтягивались почти все деревянные части мебели для сидения. Для восполнения жилищного убранства в эпоху Ренессанса служили часто бюсты на подставках, книжные полки, вешалки, зеркала в рамах.